Шатринская гора
Главная природная достопримечательность Износковского района – Шатринская гора. Она расположена в 1,5-2 километрах на юго-запад от районного центра и станции Износки. Возвышаясь над окружающей местностью, она хорошо просматривается из ближних и дальних окрестностей
История горы издавна окутана легендами. При всём многообразии все они, однако, утверждают, что на вершине горы в давние времена стоял монастырь.
Эту обитель постигла судьба легендарного града Китежа. В период татаро-монгольского нашествия, когда враг пошел на штурм монастыря, недры горы разверзлись и укрыли непокоренную обитель. Согласно легенде, от тех времен пошло название деревни, расположенной у подножия горы. Шатрищи - от татарских шатров, разбитых на ее месте. Русская рать, противостоявшая татарам, располагалась якобы на месте деревни Войново, от слова «вои» (воины), в десятке километрах от Шатринской горы. Интересно, что легенда опирается, как ни странно, на вещественные доказательства. На вершине горы действительно имеется место, напоминающее провал, а работавшие в районе горы в довоенное время археологи нашли остатки винтовой лестницы, по которой монахи носили наверх воду.
П. Добромыслов в своей статье «Шатрищи», опубликованной в начале XX века в «Известиях Калужской ученой архивной комиссии», приводит версию истории деревни Шатрищи и монастыря. С его слов, по местному преданию, монастырь был разорен татарами в 1293 году, но затем заново отстроен и заселён монахами. Заново отстроенный монастырь был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери, а так как образ Казанской Божией Матери явился в 1579 году при Иоанне Грозном, то дата основания возрождённого монастыря должна быть не ранее этого года, хотя случаи переосвящения храмов имели место во все времена.
Во время чумы, постигшей Россию в 1771 году, большая часть монахов и крестьян умерла. Осталось лишь 3-4 монаха и два крестьянских двора. Пришедший в упадок монастырь был причислен к Юхновскому Казанскому монастырю, а так как и тот не отличался многолюдьем и вскоре сам был приписан к Мещовскому Георгиевскому монастырю, то его администрация не посчитала возможным поддерживать разрушающиеся постройки Шатринской обители. Все это привело к их обветшанию и разрушению, чему способствовали и местные крестьяне, разобравшие последние строения. Однако само место, где стоял монастырь, продолжало считаться священным и привлекало к себе многочисленных паломников. По этой причине там была построена часовня, при которой жил старец для сбора подаяний от богомольцев.
Обезлюдевшую местность облюбовали беглые крепостные крестьяне и преступники, образовавшие несколько притонов. От одного из таких притонов, находившегося в десятке километров от Шатрищ, на вершине высокой горы, произошла деревня Войново.
В непосредственной близости от Шатринской горы поселились три отчаянных разбойника: Кондак, Буров и Изот. Их имена еще в середине XIX века произносились местным населением с заметным восхищением перед их удалью. Беззащитные крестьяне давали приют и пищу разбойникам, не смея оказать им сопротивление, местные помещики тоже боялись их. Такое положение не могло долго продолжаться, и встревоженные дерзостью разбойников власти вынуждены были послать отряд солдат для их поимки. Изот был пойман, заклеймен и сослан в Сибирь. Однако через несколько лет почему-то был помилован, возвратился к Шатринской горе и поселился на ее южном склоне.
К середине XIX века на месте бывшего монастыря остались только бугры и ямы да следы старого монастырского кладбища, на котором к началу XX века появилось множество новых могил с крестами и надгробными плитами. Кладбище было облюбовано старообрядцами, которые издавна нашли себе прибежище в дремучих лесах на северо-западе Медынского уезда. Население прилегающих к Шатрищам и соседних с ними волостей твердо придерживалось старообрядчества, жило в неладах с православным духовенством и с преследовавшими их по наущению последнего властями.
В царствование Николая I, когда были изданы новые строгие распоряжения в отношении раскола, Шатринское кладбище было закрыто, и старообрядцам приходилось совершать погребения только тайно по ночам. По поводу таких похорон возбуждались «дела» в Духовной консистории.
В годы Великой Отечественной войны Шатер-гора, как древний витязь, встала на защиту родного края. С учетом стратегического положения она была сильно укреплена, о чем свидетельствуют многочисленные траншеи, окопы, пулеметные гнезда, в изобилии опоясывающие гору на различной высоте. Старинные памятники и могильные плиты пошли на создание дотов, возведенных в ключевых местах оборонительных сооружений, где они валяются и в настоящее время. Таким образом, и после смерти русские люди, сами того не ведая, спасли не один десяток жизней своим потомкам.
Об ожесточенности боев на Шатринской горе и вокруг нее говорят многочисленные воронки от взрывов бомб и снарядов да еще встречавшиеся вплоть до 60-х годов XX в. каски наших солдат и их останки. Говорят, что Шатринская гора более года прикрывала от немецких артобстрелов станцию и поселок Износки.